Брюс Ли понимал, что Боевые искусства погружены в тысячилетние традиции и по сути дела боевые искусства именно этим и являлись - традициями.
Было слишком много правил, слишком много предписаний. Не было свободы движения, а значит и не было свободы мысли. Ли верил что спарринг требует индевидуальности, а не только лишь неосознанную имитацию одних и тех же движений. Такая имитация не даёт человеку понимания этого движения. Такой человек превращается в робота.
Тоже самое относится и к паркуру. Люди ходят из точки А в точку Б даже не понимая что они "двигаются". Они думают о том что будет по телевизору, выгуляли ли они жену и покормили ли собаку. Эти люди не понимают, что ведут себя по "традициям". Все двигаются так, потому что все все остальные так же двигаются и всегда двигались. Брюс считал, что традиция в таком контексте бесполезна и плоха. Только лишь следуя правилам мы в конечном итоге теряем свободу. Он хотел изобрести боевое искусство, которое будет позволять инстинктивное движение. Он верил, что самым эффективным будет то боевое искусство, в чьей доктрине на первом месте стоит свобода мысли, а не несгибаемая система "нужных" мыслей.
Цель была не концентрация на какой-то отдельной ситуации, а как бы в одно время думать и в тоже время быть свободным от мысли. Это очень тяжело, так как мы очень комуникабельные и чувствительные существа. Все наши восприятия в любое время основанны на тех, которые уже ушли. Человек, который попадает в какую либу ситуацию ведёт себя основываясь на опыте прошедших ситуаций и весь этот процесс ведёт к самокритике и неуверенности. Брюс, рассказывая о своём искусстве "Джет Кун До" сказал: "можешь ли ты подумать о ситуации не используя слов? Называя что-то, даря ему имя приводит к страху".
Не думать о ситуации, а пытаться "почувствовать" свой путь в ней это такая же основа основ в паркуре как и в искусстве Брюса Ли. Есть связь между двумя этими искусствами - "сомнения приводят к страху". Тоесть тот момент, когда вы сомневаетесь это лишь бесполезная нагрузка на мозг. Вы пытаетесь разобраться в ситуации, основываясь на предыдущем опыте. Этого не должно быть в паркуре как и в Джет Кун До. В искусстве Брюса Ли это может привести к тому, что вас ударят. В паркуре это может привести к смерти. Многие люди, занимающиеся паркуром действительно используют эту способность думать и в тоже время быть свободным от мысли. Хотя некоторые из них даже не понимают, что делают это. Это главное в умении "освободить свой разум".
Идея в том что перед прыжком последняя вещь, о которой вы должны думать, это сам прыжок. На самом деле вы должны видеть себя уже на другой стороне. Вы должны чувствовать движение, которое должно произойти, а не думать о том что будет если прыжок будет не правильным. Вера "Цзен", которая вдохновила Брюса, как раз относится к движению:
"Я и двигаюсь и не двигаюсь вообще. Это не "Я это делаю", а скорее внутреннее понимание, что "Это происходит несмотря не меня" или "Это делает это для меня". Осознание себя - это главная помеха в выполнении любого физического упражнения."
Именно это понимание напрямую связывает Паркур и Джет Кун До. Главное в паркуре - это переправиться из одного места в другое, как можно более эффективние и глаже. Что бы добиться этого человек должен достигнуть "плавности" в движениях. Любое время потраченное на то, чтобы понять может ли человек достичь того, что ему надо, это время когда мозг собирает негативную энергию. Как только вы думаете "Я должен сделать этот прыжок или мне конец" вы тут же блокируете страхом свои способности. Сам этот факт может привести к неудаче. Если вы можете достичь уверенности в себе, то вы будете пролетать через препядствия. Вы должны достичь того, что ваш разум и тело сольются с окружающей вас обстановкой и станут единым целым. Брюс понял, что не мастерство в приёмах даёт этот эффект, а мастерство силы воли. Чтобы добиться простоты мысли надо забыть о ситуации и результате.
Забудьте о победе и проигрыше. Забудьте о гордости и боли. По этому поводу он говорит:
"Джет Кун До не ходит вокруг да около. Оно не выбирает окольных путей. Оно идёт прямо к назначенной цели. Простота вот ключ. Джет Кун До это простота простот"
Он мог бы сказать тоже самое и о паркуре. Ну вот представьте себе, что за вами бежит лев. Вам надо как можно больше упростить свой путь, иначе вас смачненько схрундят. В ситуации Брюса простота ведёт к как можно более быстрому и эффективному удару. В паркуре к концу своего пути. Поэтому такие вещи, как сальто, сделанные тогда, когда можно обойтись более простыми путём, это не паркур. В этом случае они скорее искусство, нежели что-то эффективное, а значит и не паркур.
Каждая пара глаз смотрит на мир по разному и поэтому, чтобы найти свой путь надо верить своим глазам, а не чужим. Мы просто принимаем то, что кто-то когда-то решил, что стены и перила останавливают нас на нашем пути. А мы, как овцы, с ними соглашаемся. Бессмысленно. Мы уже не имеем удовольствия наслаждаться от способности индивидуально прокладывать свой путь. Многим это нравится, но есть такие кому это не по душе.
Из точки А в точку Б есть много путей, и именно ваша личность и индивидуальность выберет нужный именно вам путь. Именно выражение вашей внутренней сущности через простоту и свободу движений и есть артистичная сторона паркура (и лишь поэтому паркур красив). Это, а не бесполезные движения типа palm spins. Через паркур мы находим более натуральное, инстинктивное искусство. Джет Кун До, хоть и боевое, но тоже искусство, требующее артистичности в движениях и чувствах. На это он сказал:
"Артистичность выражает через душу артиста. За каждым его движением видна "музыка" его души. Иначе его движения пусты как пустые слова. Пусты, а значит и бессмысленны. Искусство никогда не бывает украшением чего либо или декорацией к чему либо. На самом деле искусство это работа просвещения. Другими словами, искусство это техника о приобритении независимости".
Заметьте - "Искусство никогда не бывает декорацией или украшением". Еще он упоминает "обучение". Потому что прежде, чем научиться говорить, надо знать язык. Хотя паркур говорит о преодолении препядствий как можно более плавно и эффективно, это уже конечная цель. Никогда не заканчивающаяся гонка в попытке достичь этого единения, - вот что превращает паркур в десциплину. Именно тут и понятно почему паркур такая же дисциплина как и ДКД. Это не просто искусство, а именно строгое физическое и психологическое стремление. Чтобы достичь главной цели вам надо быть уверенными в своих способностях. Но вы не можете быть уверенными если не тренируетесь долго и упорно. Многие считают паркур спортом, хотя это не так. Никто вам ничего не скажет если вы не занимаетесь. Нет никаких правил, ограничений по времени, соревнования и т.д. Как говорит Шаолиньская мудрость:
"Не важно, как медленно ты продвигаешся, главное, что ты не останавливаешься"
Существует множество путей с помощью которых тело может естественно двигаться. Вы должны потратить немало времени, чтобы понять именно ваш путь. Есть много путей, которые удобны одним и неудобны другим. Именно здесь опять проявляется ваш внутренний мир. Вы должны дать энергии движения течь через вас, а не решать заранее каким будет ваше следующее движение. Вы должны достичь того, чтобы ваше тело знало какое ему нужно сделать движение, чтобы преодолеть препядствие. Чтобы достичь этого нужно время, усилия, посвящения себя делу и много много тренировок. Брюс тренировался так, посвящая себе Джет Кун До. Он не хотел оказаться в ситуации, когда перед ударом ему надо будет думать, как двинуться более эффективно. Поэтому он хотел "чувствовать" движение, не предрешая его заранее. Он описывал этот процесс так:
"Движение с целью. Цель делать их скорее чем достижения. Нет актёра, есть только действие; Нету опытного, есть только опыт... Искусство требует совершенного мастерства в технике, развивающегося от рефлексов души"
Итак мы наконец дошли до окончательной связи между Джет Кун До, как искусством и дисциплиной, и Паркуром. Мы должны избавиться от правил и традиций, которые создали пришедшие до нас, и которые подавляют нас. Мы должны найти самого себя. Мы должны смотреть внутрь, чтобы по-настоящему понять то, что снаружи.
Помните, мы должны смотреть через свои глаза, а не через чьи-то. Не следуйте за теми, кто хочет вести вас как слепых овец. Не принимайте то, что в вас пихают, а спросите себя, зачем эти люди хотят овладеть вашими мыслями и забрать вашу свободу. Почему вообще другие хотят ограничить нас, остановить нас? Не двигайтесь как роботы, так как это защемляет ваш внутренний мир. Будьте свободны.
Как вода. Некоторые считают что паркур можно перевести на английский и назвать "фриран" (freerun). Паркур - это не просто свободное движение, это идея воды, бежащей свободно в реке. Когда вода встречается с препядствием, она мирно и гладко обтекает под, над или сбоку. Если вода течёт вниз, она может сильно удариться об скалу или гладко по ней протечь, так как вода не имеет формы, а значит течёт свободно. Поэтому Брюс сказал:
"Будьте как вода текущая сквозь щели. Не будьте агрессивны, а слейтесь с объектом и вы найдёте путь через него. Если внутри вы суровы, то пути сами закроются на вашем пути. Освободите свой разум. Будьте бесформены, безличны как вода. Если вы нальёте воду в стакан, она станет стаканом. Вы нальёте её в бутылку и она станет бутылкой. Не будь стаканом, мой друг. Не будь бутылкой. Будь водой".
Итак, по-моему, мнение Брюс Ли действительно имел много общего в своих философских размышлениях с философией паркура.